ѕроекты домов, проекты коттеджей, интерьеры
ЦЕНТР ПРОДАЖ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
тел. +7 965 114 50 34
 Сегодня в нашей базе 2700 проектов | из них на сайте: 2508
 Не смогли выбрать среди представленных? Обращайтесь в офис!
 по номеру проекта:
артикул A, E, B, C, O, K, M, H, P, T, X
необходимо набирать англ. раскладкой
 по общей площади:
 от:
до:
Зимняя скидка 5-10%
     ПРОЕКТЫ ДОМОВ
  • кирпич или газобетон. блок
  • дерево
  • каркасные
ПРОЕКТЫ ТАУНХАУСОВ
     СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ
  • гаражи
  • бассейны
  • бани
  • часовни
  • другое
ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ
     ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
  • привязка проекта дома
  • изучение геологии
  • расчет фундаментов
  • изменения проекта
  • расчет смет
  • индивидуальный проект
  • инженерный надзор
  • дизайн интерьера
  • ландшафтный дизайн
КЛИЕНТСКАЯ СЛУЖБА
Наш телефон: +7 965 114 50 34
ПОЗВОНИТЕ НАМ 
+7 965 114 50 34 
E-MAIL
 
АНОНСЫ ВЫСТАВОК
НАШИ ПАРТНЕРЫ

Опрос
Какая будет кровля у Вас в доме?
 
СТАТЬИ
Выбор проекта дома
журнал "Современный Дом"
№84
Выбор строительной компании
журнал "Современный Дом"
№85
другие статьи

Главная
Усадьба Лопухиных Версия для печати Отправить на E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

 

В Москве сохранилось множество архитектурных достопримечательностей прошлых веков, в том числе и проекты усадеб. «Златоглавая Москва с ее храмами и белокаменными палатами, с ее святынею и благолепием», — писал в XIX веке Иван Лажечников. Именно этот образ желает отыскать и созерцать в современной российской столице посетивший ее просвещенный турист. И каждая из древних архитектурных жемчужин, кои на вес золота, имеет многослойное обрамление исторически значимых событий.

 

В непосредственной близости от Московского Кремля, в границах современного комплекса туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» располагается памятник истории и культуры XVII–XIX веков усадьба Лопухиных. Она возникла на территории одного из старейших урочищ Белого города Чертолья в период его активной застройки. Ее летопись связана с выдающимися персонами отечественной истории, многократно перестраивалась и подновлялась и ныне соседствует с усадебными ансамблями князей Голицыных и Вяземских-Долгоруких. Последней страницей своей биографии усадьба связана с семьей Рерихов — с 1989 года здесь находится Международный центр Рерихов и его общественный музей имени Николая Рериха. Первые белокаменные палаты усадьбы в 1689 году построил Федор Лопухин, отец жены Петра I Евдокии Федоровны. Царь даровал тестю землю, на которой было возведено большое трехэтажное каменное здание, включающее в себя два жилых этажа и глубокие белокаменные подвалы (подклет). Одним из самых выразительных и красивых элементов архитектуры западного фасада палат, насыщенного элементами декора XVII века, было двухъярусное Красное крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. Кроме главного дома, в комплекс входил целый ряд служебных и хозяйственных построек, среди них одноэтажный каменный флигель. После казни в декабре 1718 года Авраама Лопухина (брата Евдокии Лопухиной), осужденного по розыскному делу царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну и использовалась для содержания пленных шведских офицеров и генералов, среди которых были генерал-фельдмаршал Рейншильд и первый министр Карла XII граф Пипер, отмеченные особым к ним расположением Петра Великого после Полтавской битвы. Затем усадьба была передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь одну из своих полотняных фабрик, по поводу которой иностранец, камер-юнкер Берхгольц, бывший в то время в Москве, писал в своем дневнике, что он «никак не ожидал, чтобы хозяин фабрики мог устроить здесь такое цветущее заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские, и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики». В 1728 году по указу Петра II усадьба была возвращена наследникам Авраама Лопухина. Именно при них начинается первая значительная перестройка палат. Через несколько десятилетий владение Лопухиными было продано. 70-е годы XVIII века внесли весьма яркую страницу в биографию проекта усадьбы Лопухиных. В течение года (1774–1775 гг.) палаты входили в состав Пречистенского дворца, который был сооружен на Волхонке для размещения Екатерины II на время празднования победного для России Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией в ходе первой Русско-Турецкой войны. Возведение дворца было поручено архитектору Матвею Казакову. Он объединил три частных владения — дом Михаила Голицына, купленную императрицей усадьбу Василия Долгорукова, и бывшую усадьбу Лопухиных — деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный зал и другие помещения. Усадьба Лопухиных, связанная переходами с другими частями дворца, предназначалась для размещения Светлейшего князя Потёмкина-Таврического. В это время главный дом усадьбы Лопухиных активно перестраивается в классическом стиле (в дальнейшем он переделывался в приемах зрелого классицизма XIX века). Планировочным изменениям подверглась и территория. Весь 1775 год, за исключением летних месяцев, императрица провела в Москве и жила в Пречистенском дворце. После отъезда Екатерины II в Петербург праздничные постройки были вновь реконструированы. В течение двенадцати последующих лет бывшая усадьба Лопухиных оставалась в собственности матери Григория Потёмкина, а фактически ее сына. В 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине Варваре Протасовой, вдове Александра Протасова — воспитателя великого князя и будущего императора Александра I. В это время к восточному фасаду главного дома был пристроен портик с колоннами коринфского ордера, украшенный на фронтоне фамильным гербом Протасовых, владевших усадьбой около пятидесяти лет. В последующие годы, вплоть до начала XX столетия, усадьба переходила из рук в руки, пополняя исторические страницы различными личностями, в том числе и выдающимися. Существует предположение, что дом посещали Александр Пушкин и Николай Гоголь. После 1917 года здания усадьбы использовались под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в палатах располагался филиал музея Маркса–Энгельса, затем жилые квартиры, а с 1965 года сюда вселился один из трестов Министерства тяжелого машиностроения СССР. Сегодня, входя на территорию усадьбы Лопухиных, мы восхищаемся ее великолепием и ощущаем дыхание исторической достоверности. Но это сегодня. А во второй половине XX века белокаменные палаты год за годом рассыпались, преступное небрежение подвело все постройки к ужасающему разрушению, и этот уникальный памятник культуры мог бы кануть в небытие. В 1989 году Святослав Рерих, сын великого русского художника Николая Рериха, выступил с инициативой создания в Москве общественного музея имени Н. К. Рериха, чтобы передать на родину художественное, философское и научное наследие семьи. Руководством страны ему была предоставлена возможность самому выбрать здание для размещения музея. Выбор пал на усадьбу Лопухиных, несмотря на то, что состояние помещений было критическим, они нуждались в целом ряде срочных ремонтно-реставрационных работ. Главный дом и флигель находились в крайне аварийном состоянии, историческая ограда была разобрана. Приходящих на территорию усадьбы встречали развалины пилонов отсутствующих ворот и унылый железобетонный строительный забор. Двор перерезали глубокие траншеи для прокладки городских коммуникаций. Строительные вагончики дополняли безрадостную картину и казались вечными. Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит, «оторвавшийся» от здания еще в XVIII веке, продолжал проседать. Лицевой и дворовый фасады во всю их высоту прорезали сквозные трещины. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей. Несмотря на это, выбор был сделан. По сути, он стал первым шагом по спасению архитектурного памятника. Следующим этапом были действия доверенного лица Рериха, Людмилы Шапошниковой. Возглавив музей, она организовала коллектив специалистов, которые провели на высоком современном техническом уровне комплексные научные полномасштабные реставрационные работы строений. И все это было сделано исключительно за счет благотворителей, без всякой государственной поддержки. Основную тяжесть затрат взял на себя председатель правления «Мастер-Банка» Борис Булочник. Прежде всего были усилены фундаменты главного дома и флигеля, и просадка стен зданий приостановилась. Одновременно было завершено полное укрепление всех несущих стен. В 1995–1997 годах проведена полная реставрация фасадов главного дома в соответствии с архивными чертежами. Летом 1997 года усадьба вновь обрела свою ограду, в течение ряда лет были завершены работы по реконструкции и замене всех наружных инженерных коммуникаций на ее территории. К открытию новой экспозиции музея 9 октября 1997 года строители закончили реставрацию восьми залов второго этажа и помещения парадной дубовой лестницы, воссозданной заново, так как несущие конструкции старой лестницы, некогда построенной для Екатерины II самим Казаковым, прогнили. В октябре 1999-го была полностью восстановлена историческая анфиладная планировка второго этажа, сложившаяся в 70-е годы XVIII века. В интерьерах воссозданы печи, некоторые из них используются для вентиляции залов, дубовые паркетные полы, мраморный, со вставками из лазурита камин с зеркалом. А в Мемориальном зале —колонны из искусственного мрамора и парадное зеркало в позолоченной раме, отреставрирован на оконных и дверных откосах уникальный итальянский искусственный мрамор XVIII века, Мемориальный и Каминный залы украсили прекрасные хрустальные люстры, выполненные по образцам XVIII века. Полностью отреставрирована сохранившаяся часть флигеля с расширением подвального этажа и устройством мансардного этажа. Выполнен комплекс работ по инженерному оборудованию музея, депозитария и архивных хранилищ, включающий устройство систем кондиционирования, вентиляции, газового пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации. Значимым этапом в реставрации усадьбы Лопухиных явилось воссоздание Красного парадного крыльца (XVII в.) главного дома. Его торжественное открытие состоялось 3 сентября 2006 года в рамках программы Правительства Москвы. Специалисты отмечают высокое качество проводимых реставрационных работ на территории усадьбы Лопухиных, что является следствием научного подхода, проведения многочисленных исследований и чрезвычайно бережного отношения к памятнику. Помощь строителям и реставраторам оказывалась со стороны многочисленных друзей общественного Музея имени Николая Рериха из Москвы и других городов и регионов России, а также из других стран. Благодаря всем этим усилиям он занял достойное место в многообразной культурной жизни России. Вот, казалось бы, победила красота и добрая воля, забота и мудрая хозяйственность, Музей имени Николая Рериха уже более четверти века успешно работает и развивается, умножая славу российской культуры. Но в последние годы МЦР с его великолепным музеем, со спасенной усадьбой Лопухиных вызывает имущественный интерес со стороны ближайшего соседа — ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музея Востока и министерства культуры РФ. Многие хотели бы получить великолепные апартаменты для своего пользования. Однако притязания на обладание ухоженным зданием и художественными ценностями пока остаются открытым вопросом. Сегодня общественный Музей имени Николая Рериха продолжает свою деятельность. Великолепная жемчужина архитектурного искусства усадьба Лопухиных находится в руках тех, кто доказал на деле бережность, заботу, понимание ценности прекрасного для настоящего и будущего.
 
   
   
 
сегодн¤: 26.04.2024 г.
Главная | Инфо о сайте | Информация для архитекторов | Реклама на сайте | Контакты
—овременный ?ом
 
Инфо | Карта сайта
Размещенная на сайте информация по ценам, заложенным в документацию видам строительных материалов и конструкций, комплектации, не является публичной офертой. Уточняйте все вопросы у менеджеров перед покупкой. После приобретения проекта, он не подлежит обмену или сдаче.

Все права защищены. © 2008-2024 "Современный Дом"
Использование материалов допускается только с письменного согласия
администрации сайта и при обязательном соблюдении следующих
УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
      яндекс цитировани¤